Готовы ли мы были быть разобщенными, ограниченными в передвижениях и с измененным жизненным графиком? Думаю, что нет! Будучи существом социальным, человек испытывает колоссальное давление ограниченного пространства в прямом и переносном смыслах. Определенно, есть надежда, что обстоятельства изменятся и мы, человечество, продолжим свой тысячелетний путь… Но события последнего времени, как катализатор, обозначили проблематику, не терпящую отлагательства.
Задавался ли кто-либо вопросом, о той часть общества, которая и до известных событий не имела свободы в широком понимании, которую мы воспринимаем как данность? Этот мир без звука, без цвета… Как справлялись и справляются с одиночеством, оставшись один на один со своей реальностью те, для которых общение сужается до границ тебе подобных, а иногда полной изоляцией? С этими мыслями и вопросами мне помогла разобраться «Летняя школа инклюзивных практик», проект, разработанный ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проблемы категории людей, имеющие ограничения по здоровью, и потрясающая воображение работа с ними, которая была представлена увлеченной, уверенной себе командой профессионалов отдела инклюзивных практик музея.
Инклюзия, доступная среда, тифлокомментирование и многие, многие термины и понятия, которые как ключи открыли двери огромного мира, в котором работа, способная изменять, преобразовывать и созидать не прекращалась и в условиях изоляции. И это был настолько грандиозный и мощный обмен опытом, что многие идеи, зародившиеся в течение этой недели, ждут своего воплощения не только у автора этих строк, но и у многих участников летней школы инклюзивных практик.
Всеволодская И.О., участник ЛШ инклюзивных практик, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2020